Евгения Фабиановна
Савина-Гнесина
(11.03.1870 – 06.04.1940)
Евгения Фабиановна Савина-Гнесина – основатель и руководитель Гнесинских учебных заведений, пианистка, выдающийся педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Старшая сестра в семье Гнесиных, Евгения родилась в Ростове-на-Дону и там же получила первоначальное музыкальное образование. С 1883 года училась на младшем отделении Московской консерватории у Э. Л. Лангера, в 1885-1889 – на старшем отделении у В. И. Сафонова. Окончила консерваторию как пианистка (педагогическое отделение) с малой серебряной медалью. Посещала также классы сочинения С. И. Танеева и специального контрапункта А. С. Аренского на отделении теории и композиции (написанный ею 4-голосный мотет был исполнен в концерте хором учеников Консерватории и впоследствии издан Г. Э. Конюсом в его учебнике "Контрапункт строгого стиля", М., 1930). Высокая оценка дарования Евгении Фабиановны подтверждается дарственной надписью на фотографии Аренского: "Моей талантливейшей ученице" и постоянным дружеским расположением Сафонова (переписка, покровительство Школе Гнесиных, направление туда учеников и начинающих педагогов для практики под руководством бывшей ученицы).
С ранних юношеских лет Евгения Гнесина пользовалась большим уважением как у соучеников, так и у педагогов. В период учёбы на старшем отделении дома у неё постоянно собирался кружок молодых музыкантов (преимущественно консерваторцев). Официальным секретарём кружка был И. Н. Протопопов, фактическим лидером – Э. К. Розенов, постоянными и активными членами – А. Т. Гречанинов, Д. С. Шор, А. Я. Могилевский, А. А. Ярошевский, А. А. Печников, Вас. С. Калинников, Д. Г. Корнилов, вероятно, и Е. В. Богословский. На собраниях кружка показывались новые сочинения его членов; большое место занимало юмористическое творчество (шуточные письма, телеграммы, буриме и т.д.), в том числе создание рукописных журналов "Кузьмич" и "Жив курилка"; был также и журнал "серьёзного" направления – "Мысль и чувство". Дружеские отношения связывали Евгению Фабиановну и с А. Н. Скрябиным. С 1901 года её муж – историк Англии, профессор Московского университета А. Н. Савин (1873-1923). Позднее в круг её постоянных знакомств входили Вяч. Иванов, В. О. Ключевский, Э. К. и Н. К. Метнеры и многие другие. Она активно участвовала в организации общества "Музыкально-теоретическая библиотека" и состояла его членом (с 1909 года).
Преподавательская деятельность Евг. Ф. Савиной-Гнесиной началась ещё в годы учения. По окончании консерватории она была приглашена А. Ф. Федотовым и Ф. П. Комиссаржевским в Музыкально-драматическое училище при Обществе друзей литературы и искусства (училище действовало до 1891 года), где работала одновременно с К. С. Станиславским и В. В. Лужским. В 1891-1895, очевидно, давала частные уроки.
В 1895 году вместе с сёстрами Еленой и Марией основала "Училище Е. и М. Гнесиных". Это стало делом её жизни до самых последних дней, в течение 45 лет. Будучи ведущим педагогом, Евгения Фабиановна всегда осуществляла художественное руководство учебными заведениями вместе с сестрой Еленой, разработку их общего направления, перспектив развития и учебных программ. Вела класс фортепиано (до конца жизни), на протяжении 30 лет – также классы теории музыки (сольфеджио, элементарная теория, гармония).
В 1903 году она организовала в училище – впервые в учебных заведениях Москвы – детский хор и руководила им до конца 1930-х годов, инициировала создание специального детского репертуара для хора (его создавали композиторы Гречанинов, Глиэр, Богословский, Конюс и другие). С 1911 года участниками хора регулярно ставились и детские оперы, написанные Гречаниновым ("Ёлочкин сон", "Мышкин теремок"), Ю. Л. Вейсберг и другими композиторами. Все руководство постановками этих спектаклей осуществлялось Евгенией Фабиановной.
Евг. Ф. Савина-Гнесина была замечательным педагогом по фортепиано, продолжателем принципов В. И. Сафонова, последовательно вела учеников от самых первых шагов до взрослого возраста. Она гармонично сочетала художественное, интеллектуальное и техническое развитие своих питомцев, внимательно следила за становлением творческих личностей. Ею глубоко продумывались различные методы и формы работы. Так, например, она разработала специальные задания по транспозиции (и подготовила доклад на эту тему для педагогов Москвы).
Среди учеников Савиной-Гнесиной – выдающийся пианист с мировой известностью Н. Орлов, прекрасный пианист и педагог А. Татулян, композиторы А. Юрасовский, Ф. Витачек, А. Чугаев, целая плеяда ведущих педагогов учебных заведений имени Гнесиных – М. Гурвич, Н. Светозарова, Т. Илюхина, А. Васильева, Н. Сахарова, А. Урисон, пианистка-концертмейстер В. Шубина, а также пианист и композитор Д. Зёрнов, старший библиограф Библиотеки Московской консерватории Е. Вержболович, зам. главного редактора музыкального радиовещания Всесоюзного радио В. Сухаревская и многие другие. Можно сказать, что целая школа пианистов-гнесинцев была создана Евгенией Фабиановной.
После национализации Гнесинской школы (1919) и разделения её на детскую школу и техникум (1920) она была заведующей фортепианным отделом техникума (вероятно, до 1938 года). Савина-Гнесина вела курс элементарной теории и в Московской консерватории в 1922-1925 годах. Активно участвуя в работе Музыкального отдела Наркомпроса в качестве заведующей секцией детских школ, она входила в состав комиссии по разработке Положения о школах специального музыкального образования. В 1920-1921 годах разработала новую общероссийскую программу для детских музыкальных школ первой ступени, которая была принята и утверждена Наркомпросом для всех школ РСФСР. Её деятельность завоевала широкое общественное и официальное признание. В 1925 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки Республики, а в 1935 – Заслуженного деятеля искусств.
Опытный и авторитетный педагог, признанный руководитель учебных заведений, она охотно и тщательно помогала своим младшим коллегам. Роль, которую Евгения Фабиановна Савина-Гнесина сыграла в создании, развитии Гнесинских учебных заведений и в формировании их лучших традиций – огромна и бесценна.